Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наличие оборудованных учебных кабинетов

Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ "Стыльский детский сад  «Солнышко» обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства МБДОУ, группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
    Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает 

  • реализацию различных образовательных программ;
  • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • учет возрастных особенностей детей.

       Образовательное пространство МБДОУ "Стыльский детский сад  «Солнышко»  построено  на  следующих  принципах:

1) Насыщенность: оснащение средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:

— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
— двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
— возможность самовыражения детей. 

2) Трансформируемость пространства реализуется через  возможность изменения предметно-   пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).;
4) Вариативность среды в ДОО осуществляется в создании различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;
5) Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;  исправность и сохранность материалов и оборудования.;
6) Безопасность предметно-пространственной среды МБДОУ "Стыльский детский сад  «Солнышко» обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.

Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий

Группа

Предметно-пространственной среда группы организована согласно принципам ФГОС ДО, ФОП ДО, с учётом образовательных областей:

•        социально-коммуникативное развитие;

•        познавательное развитие;

•        речевое развитие;

•        художественно-эстетическое развитие,

•        физическое развитие.

Все пространство предметно-пространственной среды и оборудование группового помещения создано с учетом принципа безопасности. Оборудование группового пространства соответствует санитарно-                                                                                                               гигиеническим требованиям, оно безопасно, эстетически привлекательно.

Для проведения образовательной деятельности выбраны индивидуальные двухместные столы. Столы и стулья маркированы, соответствуют росту детей и требованиям СанПин. Мебель в групповом помещении расположена согласно требованиям пожарной безопасности, с учетом свободного доступа детей к местам эвакуации. В интерьере группы, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах обстановки преобладают оптимально подобранные тона. Таким образом, развивающая предметно-пространственная образовательная среда группы направлена на создание социальной ситуации развития для воспитанников и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

Все части группового пространства имеют условные границы, в зависимости от конкретных задач момента. Форма и дизайн предметного окружения ориентированы на безопасность и учитывают возрастные особенности детей доступность материалов и атрибутов, необходимых для выбранной деятельности.

Центр сюжетно-ролевой игры

Для того, чтобы у ребенка была возможность реализовать себя, в группе организован центр, способствующий развитию у детей самостоятельной игровой деятельности, а также проявлению эмоциональности, активности, коммуникабельности. Он оборудован игровым двухуровневым пространством, в котором постоянно сменяются игровые площадки в зависимости от меняющихся интересов детей, тематики совместной деятельности и событий.

Центр строительных игр

Центр конструирования сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, но он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что содержание строительного уголка можно перемещать в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами.

Центр физического развития

Центр физического развития соответствует требованиям ГОС ДО: находится в полном доступе для детей, оснащен большим количеством различного оборудования, соответствующего возрастным особенностям, также происходит постоянная сменяемость оборудования, что поддерживает интерес у детей; оборудование центра может быть изменено по желанию воспитателя, в зависимости от образовательной ситуации; оборудование центра эстетически привлекательно и безопасно; наличие в центре достаточного количества оборудования позволяет свободно выбирать детям атрибуты для достижения цели; полифункциональность  заключается в том, что его можно использовать и в других видах деятельности

Центр развития музыкальных способностей

Центр способствует поддержанию психоэмоционального благополучия детей. Дети с помощью воспитателя могут организовать просмотр различных слайдов, презентаций с музыкальным сопровождением.

Центр театрализации

Центр предназначен для поддержки детской инициативы и самостоятельной деятельности творческого характера. Атрибутика в центре позволяет реализовать детский замысел и разыгрывать как авторские и народные сказки и сценки, так и придуманные детьми, и возникающие на основе просмотренных мультфильмов. При этом дети получают возможность создания недостающих для образа деталей в роли костюмеров, декораторов, гримеров.

Центр «Здоровье и безопасность»

Назначение центра – обеспечение условий для формирования основ безопасного поведения и приверженности к здоровому образу жизни. В центре размещены материалы для совместной и самостоятельной деятельности детей, в том числе большая подборка материалов для формирования представлений о правилах безопасности на дороге.

Центр «Наша родина – Россия. Моя родина -Донбасс»

Назначение центра – создание условий для формирования гражданской позиции, начал патриотизма, уважения к культурному достоянию ДНР приобщения детей к историко-культурным и природным особенностям родного края. Центр постоянно пополняется фотоматериалами, презентациями из личного архива семей (экскурсии, путешествия, посещение культурных мест города). Это позволяет поддерживать интерес воспитанников на основе их личного опыта, мотивирует родителей на осознание педагогической значимости расширения социального опыта детей.

Центр математического развития

В центре размещены материалы, способствующие развитию познавательной активности дошкольников средней, старшей и младшей групп. Созданы условия для самостоятельной деятельности, приобретения навыков пространственной ориентировке, вычислений, измерения, освоения временных понятий, развития мыслительных операций: сравнения, синтеза, анализа, обобщения.

Центр художественного творчества

Центр организован с целью поддержки деткой творческой активности и формирования начал изобразительных умений, расширения представлений о способах получения изображения и знакомства с изобразительным искусством и народным творчеством. Для стимулирования собственного творчества детей использую всё пространство группы: детские работы обязательно востребованы в оформлении, детской деятельности и в качестве подарков к значимым датам в семьях и детском коллектив.

Наличие оборудованных библиотек

Уголок "Книги"

Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание  зависит от возраста  детей. Уголок книги располагают вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребёнка от сосредоточенного общения с книгой. 

Периодичность книжного обмена также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. В среднем, срок пребывания книги в книжном уголке  2-2,5 недели. Однако необходимо соблюдать основное правило: книга остается в уголке до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней. Но, если смена книг произошла, детям надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть тут же.

Основные требования к оформлению книжных уголков

1.  Рациональное размещение в группе.

2.  Соответствие возрасту, индивидуальным

особенностям детей группы

3.  Соответствие интересам детей.

4.  Постоянная сменяемость.

5.  Эстетическое оформление.

6.  Востребованность.

Наличие оборудованных объектов спорта

В детском саду созданы  условия для  двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для занятий физкультурой в МБДОУ используются игровые комнаты и физкультурная  площадка. 
Имеется стандартное и оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: 
Скамья гимнастическая 
Мягкие модули 
Мячи 
Гимнастические палки
Дуги 
Скакалки 
Маты 
обручи двух диаметров 
скакалки
кегли
мешочки для метания.
 

Наличие оборудованных средств обучения и воспитания

Для осуществления образовательной деятельности с детьми используются различные средства обучения и воспитания. Под средствами обучения и воспитания понимаются материальные или идеальные объекты, которые используются в образовательном процессе для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

1. Предметы материальной культуры игрушки: - сюжетные (образные) игрушки: куклы, фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.; - дидактические игрушки: народные игрушки (матрешки, пирамиды, бочонки и др.), мозаики, настольно-печатные игры; - игрушки-забавы; - спортивный инвентарь: мячи, скакалки, кегли, обручи, ленты, кольцебросы и т.д. - музыкальные игрушки: металлофоны, барабаны, дудки, колокольчики, бубенчики и др.; - театрализованные игрушки: куклы (перчаточные, пальчиковые и др.); наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др.; - строительные и конструктивные материалы: наборы строительных материалов, конструкторы, легкий модульный материал и др.; - игрушки-самоделки из разных материалов; - игровые модули: «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин» и др. · изобразительная наглядность (объемные изображения): муляжи овощей, фруктов, макеты, гербарии и др. · дидактический материал (в том числе раздаточный материал).

2. Технические средства обучения Технические устройства (аппаратура): - мультимедийный проектор; - магнитофон, ноутбук, музыкальный центр; - телевизор; - экран, периферийные устройства (монитор, клавиатура, принтер, сканер, звуковые колонки и др.) · Дидактические средства обучения (носители информации): - звуковые – аудиозапись музыкальных произведений, детских песен, аудиосказки; - экранно-звуковые: видеозаписи, мультфильмы, презентации

3.Учебно-методическое обеспечение - учебные пособия; - методические разработки

4. Художественные средства · предметы декоративно прикладного искусства, детская художественная литература и др.

5. Средства наглядности (плоскостная наглядность) · плакаты, карты настенные, иллюстрации, фотографии, дидактические картины (серии картин), предметные картинки, календарь природы и пр.

6. Средства общения · вербальные средства (речь) · невербальные средства: визуальное взаимодействие; тактильное взаимодействие; мимика, пластика; перемещение в пространстве.

7. Средства стимулирования познавательной деятельности: · помощь в обучении: - помощь-замещение (педагог дает готовый ответ на вопрос, подсказывает ход решения задачи); - помощь-подражание (демонстрация образцов действий); -помощь-сотрудничество (совместное обсуждение затруднительной ситуации и путей выхода из нее); - помощь-инициирование (создание условий для свободного выбора пути и способов решения образовательных задач); · противодействие обучению: определенная сложность задания, которую ребенок должен преодолеть, т.е.«сопротивление» познавательного материала.

При использовании различных средств обучения педагоги учитывают следующие требования: - учет возрастных и психологических особенностей детей; -гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях; - учет дидактических целей; - приоритет правил безопасности в использовании средств обучения. Выбор средств обучения зависит от: - возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; - типа и структуры занятия; - количества детей; - интереса детей; - конкретных образовательных задач; - особенностей личности педагога, его квалификации

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

В свободное от деятельности с детьми время  педагоги  МБДОУ при помощи администратора точки доступа к сети Интренет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.
Рассматривая процессы повышения эффективности образовательного и управленческого процессов через призму информатизации, мы считаем, что компьютер может и должен стать тем инструментом, который позволяет:
-  повысить эффективность  образовательного процесса, так как: включение в образовательную деятельность мультимедиа-материалов (видео, звука, иллюстрационного материала) повышает ее наглядность;
-  использование цифровых образовательных ресурсов предметной направленности позволяет организовать изучение материала каждым воспитанником индивидуально, в наиболее предпочтительном для него темпе;
-  сетевые возможности компьютера позволяют выйти в поисках необходимой информации за рамки группового помещения, того объема информации, которая предоставляется воспитателем или родителями.

Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей.

В МБДОУ создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях; об истории и развитии МБДОУ, его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках.
На сайте МБДОУ размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – публичный отчет заведующего, документы, регламентирующие работу детского сада. 
Координация и информационно – методическое обеспечение осуществляется заведующим МБДОУ.
Аудитория сайта: педагоги, родители, социальные партнеры, органы управления образования .

Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии

В организации общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется

О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Организация не располагает общежитием, интернатом. Информация о доступе отсутствует

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Сведения специальных технических средствах обучения коллективного и индивидуального пользования лиц с ОВЗ отсутствуют

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie