Переход МБДОУ на ФОП ДО
Переход ДОУ на ФОП ДО
С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования» дошкольные образовательные учреждения начнут работать по новой федеральной образовательной программе – ФОП ДО.
Федеральная программа вводит базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах и позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
- обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами
- создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
Федеральная программа позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей
Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993, с изменениями от 01.07.2020) Статья 67.1
Указы Президента Российской Федерации
Указ Президента РФ от 21.07.2020 №474 "О национальных целях развития РФ на период до 2030 года"
Указ Президента РФ от 02.07.2021 №400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"
ПРИКАЗЫ
Федеральная образовательная программа дошкольного образования
ФОП ранний возраст (извлечение из ФОП ДО, возраст 1-3 г.)
ФОП 2 младшая группа (извлечение из ФОП ДО, возраст 3-4 г.)
ФОП средняя группа (извлечение из ФОП ДО, возраст 4-5 лет)
ФОП старшая группа (извлечение из ФОП ДО, возраст 5-6 лет)
ФОП подготовительная группа (извлечение из ФОП ДО, возраст 6-8 лет)
ФАОП ДО для детей с задержкой психического развития
ФАОП ДО для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития
ФАОП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
ФАОП ДО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы в ДОО
ПРОГРАММЫ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (Выбрать только те программы, которыми ВЫ пользуетесь)
Вариативно-воспитательные программы, рекомендованных к использованию в образовательных организациях Донецкой Народной Республики, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования
Представленное методическое пособие является вариативной частью Типовой образовательной программы дошкольного образования «Растим личность» в реализации задач образовательной области «Речевое развитие». В пособии представлена программа подготовка к обучении грамоте в подготовительной группе ДОО, даны подробные методические рекомендации по ее реализации, предложены примерный перспективно -тематический план с примерами разработок конспектов и подборкой игр, игровых упражнений.
Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных организаций, студентам педагогических специальностей, родителям детей дошкольного возраста.
В авторской программе «Увлекательный мир труда» раскрыты основные компоненты трудовой деятельности, организация трудового воспитания в детском саду, выделяются основные задачи по формированию компетентностей при организации трудовой деятельности для каждой возрастной группы, описаны виды, формы, методы работы с детьми, а также содержание трудовой деятельности с детьми дошкольного возраста согласно блокам: хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, самообслуживание, ручной и художественный труд, ознакомление с трудом взрослых. Программа направлена на приобщение детей дошкольного возраста к труду через разнообразные виды деятельности воспитанников, рассчитана на 5 лет, предназначена для работы с детьми возрастом от 2-х до 7 лет.
Программа «Воспитание маленького патриота» направлена на модернизацию процесса патриотического воспитания детей дошкольного возраста с учетом требований Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Положенная в основу программы технология педагогического проекта помогает перейти от знаниевой модели воспитательно-образовательного процесса к интегрированной, деятельностной, органически объединяющей эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Данная программа предлагает педагогам максимально «привязать» работу по воспитанию маленьких патриотов к реальности общественной жизни. Авторы программы, в соответствии с современными требованиями, предлагают педагогам и родителям модель воспитания граждан нового типа - истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.
Данная программа направлена на приобщение детей младшего дошкольного возраста к труду, через разнообразные виды деятельности воспитанников. Будет полезна воспитателям младших дошкольных групп с целью использования эффективных методов и приёмов в работе по трудовому воспитанию, родителям для организации жизнедеятельности малышей (трудовые поручения, изготовление совместных игрушек, поделок, атрибутов к играм, семейным праздникам и развлечениям).
Цветова Марина Валериевна, Фомина Елена Георгиевна ПРОГРАММА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ «Happy Start» для детей 4-7 лет. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2016.
Программа элективного курса театр-студии «Волшебный Английский» разработана на основе передового отечественного и зарубежного педагогического опыта в обучении дошкольников английскому языку. Программа рассчитана на 2 года и представляет собой систему обучения дошкольников 4-6 лет,подготавливающую их для дальнейшего изучения иностранного языка в начальной школе.
Программа курса «Волшебный Английский» направлена на формирование у дошкольников элементарных базовых основ речевой и лингвосоциокультурной компетентностей: умений в аудировании и говорении на основе приемов театрализации как формы обучения и ознакомления с культурой и традициями англоязычных стран. В процессе познания дети получают более широкие возможности для развития своих творческих способностей.
Программа направлена на сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании личности ребенка дошкольного возраста, стремящейся к духовному росту, доброте, приобщение детей дошкольного возраста к нравственным ценностям, возрождение лучших традиций семейного воспитания. Программа позволяет по-новому взглянуть на особенности организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на современном этапе развития дошкольного образования.
Авторская программа «Минутки философии» для детей старшего дошкольного возраста направлена на формирование социальной и коммуникативной компетентности детей, формирование системы знаний о правилах жизни человека в обществе, познании себя как человека. Формирование первичных понятий моральности, нравственности у ребенка-дошкольника, усвоение моральных правил и норм поведения в обществе, формирование умения философствовать о разных сторонах жизни, основанные на особенностях детского восприятия окружающего мира. Программа содержит пояснительную записку, краткое пояснение логики структуры, распределение материала обучения, его содержания, принципы работы на занятиях, уровни владения философскими понятиями, критерии оценивания.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.Содержание программы носит характер, соответствует современным достижениям педагогики и психологии. Автор предлагает для использования разнообразие методических приемов, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций, которые способствуют формированию у детей элементарных математических представлений.
Авторская образовательная программа «Растим патриотов Донбасса» по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста (3 -7 лет) направлена на формирование и воспитание простых чувств к достижению наивысшей цели - воспитание чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину и предназначена для использования в дошкольных образовательных учреждениях. Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации.
Программа предназначена для осуществления дополнительного образования детей от 2х до 7 лет. Система занятий, предусмотренных программой, содействует развитию всех познавательных процессов, становлению эмоционально-волевой сферы, а также положительной социализации личности каждого ребенка. Программа обогащает содержание образовательной работы с детьми дошкольного возраста, дает широкие возможности для повышения интеллекта детей на качественно новый уровень. Может быть рекомендована для использования воспитателями, руководителями кружков и психологами дошкольных образовательных учреждений.
Программа направлена создание условий для развития творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования. Авторами представлена методика знакомства с различными способами аппликации, расширение задач образовательной области «Художественное творчество» в процессе экспериментирования с разнообразными природными материалами.
Программа направлена на формирование творческих способностей личности ребенка. Программный материал раскрывает задачи развития у детей дошкольного возраста музыкально - пластических способностей, умение выражать внутреннее состояние через внешние физические действия; распределяется по возрастным группам с трех до шести лет.
Программа направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста первоначальных представлений валеологического мировосприятия, элементарных навыков и мотивации здорового образа жизни. Содержание программы раскрывает направления работы с дошкольниками по сохранению и укреплению здоровья.
В Государственном образовательном стандарте дошкольного образования Донецкой Народной Республики в качестве одной из главных задач дошкольного образования названо объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства. Воспитательно-образовательная программа «Донбасс - мой край родной» базируется на идеях и принципах ГОС ДО и нацелена на качественно новый подход к образовательной деятельности, способный помочь ребенку XXI века раскрыться в своей индивидуальности, обрести эмоциональное благополучие, вырасти духовной, свободной и творческой личностью.
В программе обозначены основные концептуальные положения и психолого-педагогические принципы системы М.Монтессори; описывается образовательная деятельность по направлению сенсорно-математического развития дошкольника; представлено примерное программное содержание занятий по сенсорному развитию детей раннего возраста, а также содержание воспитательно-образовательного процесса по шести блокам: «Сенсорное развитие», «Количественные представления», «Формирование у детей представлений о величине предметов и измерении величин», «Геометрические представления», «Пространственные представления, «Временные представления»
В программе представлена система работы по ознакомлению детей с экономической культурой через цикл интегрированных занятий, разнообразных видов игр и заданий творческого характера, что позволяет качественно сформировать первичный экономический опыт дошкольников.
В программе обозначены основные концептуальные положения и психолого-педагогические принципы системы М.Монтессори; описывается образовательная деятельность по направлению сенсорно-математического развития дошкольника; представлено примерное программное содержание занятий по сенсорному развитию детей раннего возраста, а также содержание воспитательно-образовательного процесса по шести блокам: «Сенсорное развитие», «Количественные представления», «Формирование у детей представлений о величине предметов и измерении величин», «Геометрические представления», «Пространственные представления, «Временные представления»
Программа направлена на формирование у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности. Особое внимание уделяется развитию у детей наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики руки и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.
Программа направлена на развитие личностной культуры дошкольников, активное освоение детьми норм общечеловеческой морали, формирование у детей старшего дошкольного возраста таких качеств, как доброжелательность, милосердие, уважение к старшим, любовь к матери, семье, Родине. Программа реализует важнейший принцип гуманистической педагогики - диалога взрослого и ребенка, детей между собой, педагогов друг с другом, педагога с родителями. Программа включает в себя систему развивающих заданий для детей дошкольного возраста на основе литературного наследия В.А. Сухомлинского (сказки и рассказы). Задания предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых (игры, занятия, беседы) и направлены на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Программа разработана на основе модели развивающего образования логико-математического развития детей дошкольного возраста; предназначена для работы в дошкольных образовательных организациях с детьми младших, средних старших и подготовительных групп. В программу включены материалы по изучению уровня логико-математического развития детей дошкольного возраста; планирования работы с детьми и их родителями; авторские разработки конспектов организованной образовательной деятельности в группах; мероприятия для родителей по вопросам на основе развивающего образования логико-математического развития детей дошкольного возраста.
Перечень адаптированных образовательных программ, рекомендованных к использованию в образовательных организациях Республики
В предложенной адаптированной образовательной программе освещены основные направления коррекционно-педагогической работы педагогов специальных дошкольных образовательных учреждений и групп компенсирующего типа для детей с нарушениями зрения в условиях реализации новых Государственных образовательных стандартов. Программный материал построен по концентрическому принципу, с учетом года обучения детей с нарушениями зрения. В программе предложено тематическое распределение материала, прослеживается его коррекционная направленность на каждом этапе обучения. Представлены методические рекомендации по охране и развитию зрения детей, примерный формат диагностической карты обследования ребенка с нарушениями зрения, комплексы зрительных гимнастик с учетом патологии зрения и в соответствии с лексическими темами. Адаптированная образовательная программа адресована учителям-дефектологам и воспитателям групп компенсирующего типа для детей с нарушением зрения.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушениями слуха «Слышу, Говорю, Познаю» разработана согласно современным образовательным тенденциям и составлена в соответствии с требованиями Закона ДНР «Об образовании», с учётом особенностей реализации Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Структурно документ построен в соответствии с годами обучения ребенка, образовательными областями: «Речевое развитие» (развитие речи, ознакомление с окружающим, формирование устной речи), «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений), «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное воспитание) и охватывает дошкольный возраст детей - от трёх до семи лет. Программа предназначена для использования в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха, специальных группах для детей со сниженным слухом при дошкольных учреждениях общего типа.
Программа коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІI и IІI уровня «Говорим правильно». /Авторы - сост. Рудяк Л.В., Тимошенко Л.Н., Каменева Т.В. - 2-е издание, доработанное. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: 2019.
Программа коррекционно-развивающей работы по преодолению общего недоразвития речи III уровня у детей дошкольного возраста. /Авторы - сост. Рудяк Л.В., Морозова К.В., Арлачёва В.В., Салодкая С.В., Гребенюк О.В., Бодня Н.Е., Михайлюк Н.В., Почитаева Л.В., Захарова И.Е. - 2-е издание, доработанное. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: 2019.
Адаптированная образовательная программа по формированию элементарных математических представлений у глухих детей дошкольного возраста. /Авторы-сост. Воронова Н.Г., Козинец Р.В., Лондаренко С.Ю. - 2-е издание, доработанное. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: 2019.
Программно-методический комплекс для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра «Особенный ребенок» представляет коррекционно-развивающую систему работы, направленную на решение следующих целей: разностороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, спецификой детства как самого важного периода жизни человека; повышение социального статуса специального дошкольного образования; обеспечение равных возможностей для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в получении качественного дошкольного образования. Специфика разработки Программно-методического комплекса «Особенный ребенок» определена тем, что дети с расстройствами аутистического спектра (далее РАС) могут реализовать свой потенциал лишь при условии своевременно начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Данный комплекс адресован учителям-дефектологам (учителям-логопедам), воспитателям, музыкальным руководителям, педагогам-психологам, руководителям дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного типа для детей с расстройствами аутистического типа, центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции, социально-реабилитационных центров, методистам, преподавателям и студентам высших учебных заведений, всем, кто интересуется проблемами обучения и воспитания детей с РАС.
В данном программно-методическом комплексе представлены содержание, основные методические рекомендации и дидактические материалы для обеспечения музыкального воспитания детей дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью. Предлагаемый комплекс адресован музыкальным руководителям, учителям-дефектологам, воспитателям, руководителям дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного типа для детей с умственной отсталостью, центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции, социально-реабилитационных центров, методистам, преподавателям и студентам высших учебных заведений, всем, кто интересуется проблемами обучения и воспитания умственно отсталых детей.
Программно-методический комплекс составлен с учетом специфических особенностей
умственного, речевого, сенсорного, социально-личностного уровня развития умственно отсталого дошкольника. В предлагаемом комплексе представлены: содержание, основные методические рекомендации и дидактические материалы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи детей данной категории.
Адресован учителям-дефектологам, воспитателям, педагогам-психологам, руководителям дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного типа для детей с умственной отсталостью, центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции, социально-реабилитационных центров, методистам, преподавателям и студентам высших учебных заведений, всем, кто интересуется проблемами обучения и воспитания умственно отсталых детей.
Программа коррекционно-развивающей работы по развитию социально-эмоциональной сферы и коммуникативной функции у детей старшего дошкольного возраста с заиканием. /Авторы-сост. Мережко Л.В., Котенева Н.П., Гальченко И.И. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: 2019.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с легкой умственной отсталостью «Первые шаги в математику» (формирование элементарных математических представлений с использованием сенсорных эталонов). /Автор - сост. Момот З.Н. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: 2019.
Программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения комбинированного типа «Развиваем речь» представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение всеми компонентами речи детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет с общим недоразвитием речи II и III уровней, а также фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В содержании программы учтены общие и специфические особенности психического развития детей, вариативные формы организации коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями речевой патологии.
Данная программа адресована учителям-логопедам (учителям-дефектологам), воспитателям, руководителям дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного типа для детей с нарушениями речи.
Перечень методических пособий, рекомендованных к использованию в образовательных организациях Донецкой Народной Республики, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования
Данная энциклопедия включает в себя материалы из опыта работы по использованию Лего-конструкторов в образовательном процессе дошкольного учреждения. Энциклопедия содержит практический материал педагогов-практиков г. Донецка: № 35, 204, 141, 327, 237, 161, 46, 93, 9, 396, который направлен на овладение детьми конструкторскими навыками, развитие пространственного воображения, математических и дизайнерских способностей, мелкой моторики в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В энциклопедии представлено: игры, конспекты занятий, подборка художественной литературы, развлечений. Адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений, студентам педагогических колледжей, родителям.
Воспитываем личность вместе: практическое пособие/ Под научно-метод. ред. А.И. Чернышева. - Донецк: Истоки,2016.136с.
Данное практическое пособие посвящено актуальной проблеме взаимодействия педагогов дошкольных, общеобразовательных организаций и родителей по вопросу воспитания и развития личности. Материалы пособия помогут воспитать разностороннюю личность, патриота и гражданина своей страны. В пособии подана воспитательно-образовательная программа для детей дошкольного возраста «Донбасс-мой край родной».Предлагаемое пособие адресовано педагогам, работающим с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, родителям, студентам педагогических специальностей.
Говорим правильно. Занимательные игры и упражнения для трудных звуков: практическое пособие / Авт.-сост. Камнева Т.В., Рудяк Л.В., Тимошенко Л.Н. -2-е издание, доработанное.- Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018.
Говорим правильно. Конспекты индивидуальных логопедический занятий с детьми 4-5 лет с ОНР II уровня / Авт.-сост. Камнева Т.В., Рудяк Л.В., Тимошенко Л.Н. -2-е издание, доработанное.- Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018.
Говорим правильно. Конспекты индивидуальных логопедический занятий с детьми 5-6 лет с ОНР III уровня / Авт.-сост. Камнева Т.В., Рудяк Л.В., Тимошенко Л.Н. -2-е издание, доработанное.- Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018.
Представленное методическое пособие содержит инструментарий для комплексной диагностической оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, а также пример индивидуальной карты развития ребёнка. Оно соответствует требованиям Типовой образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».
Предназначено для специалистов дошкольного образования, руководителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений, преподавателей и студентов педагогических специальностей.
Данное пособие является методическим комплексом к воспитательно-образовательной программе «Донбасс - мой край родной». В нём представлены пословицы, поговорки, загадки, стихотворения о родном крае, разработки бесед, конспектов непосредственно образовательной деятельности, дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Сборник предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций, студентов педагогических колледжей и родителей детей дошкольного возраста.
Данное пособие является учебно-методическим комплексом к воспитательно-образовательной программе «Донбасс - мой край родной» В нём представлены пословицы, поговорки, загадки, стихотворения и легенды о родном крае, разработки бесед, конспектов организованной образовательной деятельности, проекты по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, а также дидактические игры по теме.
Сборник предназначен для воспитателей дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста.
Данное пособие является учебно-методическим комплексом к воспитательно-образовательной программе «Донбасс - мой край родной». В нём представлены пословицы, поговорки, загадки, стихотворения и легенды о родном крае, разработки бесед, конспектов организованной образовательной деятельности, проекты по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, а также дидактические игры по теме.
Сборник предназначен для воспитателей дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста.
Калашникова Н.Л. Картотека эмоционально-развивающих игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Серия «Хочу в школу». - Донецк: Истоки, 2016.
Маленькие щебетунчики. Рабочая тетрадь по развитию речи детей 4-5 лет уровня /Авт.-сост. Камнева Т.В., Рудяк Л.В., Тимошенко Л.Н. -2-е издание, доработанное.- Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018.
Маленькие щебетунчики. Рабочая тетрадь по развитию речи детей 5-6 лет уровня /Авт.-сост. Камнева Т.В., Рудяк Л.В., Тимошенко Л.Н. -2-е издание, доработанное.- Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018.
Кожемяченко Л.М. Игры для умных пальчиков. Серия «Хочу в школу». - Донецк: Истоки, 2016.
В пособие вошли игровые задания на переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Пальчиковая гимнастика как источник здоровья и средство физического развития, средство развития речи и память, средство эстетического развития детей может быть использована заботливыми родителями, педагогами дошкольных образовательных организаций и начальной школы, воспитателями групп продлённого дня. Рекомендовано для студентов педагогических специальностей.
Методические аспекты диагностики и коррекции речевого развития детей дошкольного возраста: методическое пособие/Авт.-сост. Камнева Т.В., Рудяк Л.В., Тимошенко Л.Н., Жуковская Т.П., Лавренюк С.Г. -2-е издание, доработанное.- Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018.
Развитие конструктивной деятельности для детей дошкольного возраста: методическое пособие /Сост. Сипачева Е.В.- Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО».2018.
Разговорник. Логопедические задания для работы воспитателя с детьми 4-5 лет: практическое пособие /Авт.-сост. Камнева Т.В., Рудяк Л.В., Тимошенко Л.Н. -2-е издание, доработанное.- Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018.
Разговорник. Логопедические задания для работы воспитателя с детьми 5-6 лет: практическое пособие /Авт.-сост. Камнева Т.В., Рудяк Л.В., Тимошенко Л.Н. -2-е издание, доработанное.- Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018.
Мисюра Е.Ю. Как работать с гиперактивными детьми? Серия «Хочу в школу». - Донецк: Истоки, 2016.
Данное методическое пособие посвящено проблеме гиперактивности у детей дошкольного и младшего школьного возраста, методам коррекции гиперактивного поведения. Разработанная коррекционная программа носит практический характер и может быть использована как руководство к действию для педагогов и психологов, а также тех людей, которые посвящают себя работе с детьми. Это пособие поможет наметить пути дальнейшего исследования проблемы гиперактивности.
Рекомендовано для воспитателей дошкольных образовательных организаций, педагогов начальной школы, психологов, студентов педагогических специальностей.
Сегодня в педагогической практике накоплен большой опыт раннего обучения чтению и письму детей дошкольного возраста. Среди них выделяются авторские методики Н.С. Варенцовой, Г. Домана, Н.В. Дуровой, Л.Е. Журовой, Н.А. Зайцева, М. Монтессори, Л.Н. Невской, П.В. Тюленева, Н.А. Федосовой, Д.Б. Эльконина и др. Все они нацелены на развитие у детей дошкольного возраста речи, фонематического слуха, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений и развития мелкой моторики рук.
Опираясь на передовой педагогический опыт, а также психологические исследования по проблемам развития речи детей дошкольного возраста, рекомендации физиологов и лингвистов, была разработана программа «Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет». Данная программа является вариативной воспитательно-образовательной программой дошкольного образования и нацелена на реализацию задач образовательной области «Речевое развитие».
Данное методическое пособие посвящено проблеме построения развивающей предметно-пространственной среды как важного фактора формирования личности ребёнка дошкольного возраста. В пособие входят теоретические и практико-ориентированные сведения из области проектирования развивающего пространства дошкольной образовательной организации. Авторами раскрываются психолого-педагогические основы подбора материалов и оборудования, описаны практические шаги по созданию оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач при работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, склонностями и способностями. Сборник предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций, родителей детей дошкольного возраста, студентов педагогических вузов.
Представленное пособие разработано в соответствии с требованиями Типовой образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». В нём раскрываются компоненты речевого развития, формы и приемы интерактивного обучения с детьми старшего дошкольного возраста.
Пособие содержит практический материал интерактивных игр и упражнений необходимый для успешного взаимодействия педагогов с детьми по развитию речи. Рекомендуется педагогам дошкольных образовательных организаций, родителям, заинтересованным в развитии своих детей.
Речевое развитие детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет) : практическое пособие / Авт. Савченко М.В. , Сипачева Е.В. , Макеенко Е.П. , Уграицкая Я.Г. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2019- 80 с.
Представленное практическое пособие разработано с целью реализации задач образовательной области «Речевое развитие» в первой младшей группе. Данное пособие призвано помочь педагогам первой младшей группы разобраться с особенностями нарушения речи у современных детей и активизировать разговорную речь у «поздних говорунов». Для этого предлагается трехкомпонентный механизм организованной образовательной деятельности по развитию речи, а также подробно описываются особенности и методика работы с детьми раннего возраста, организации для них речевой развивающей среды.
Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных организаций, студентам направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», родителям детей раннего возраста.
В данном методическом пособии предложен обзор методов педагогического сопровождения социально-нравственного воспитания детей 5-7 лет в реализации задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
В пособии собраны рассказы для детей на морально-этические темы, игровые этюды, проблемные ситуации, сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры. Описан проект «Доброе сердце - добрые поступки». Пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста.
Трудовое воспитание в современной дошкольной образовательной организации : метод. пособие / Авт.-сост. Егорова Л. А., Сипачева Е.В., Гузенко М. М., Савицкая Л. В.- ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2019.
В пособии собран методически-информационный материал по организации трудового воспитания и ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении. Пособие содержит рекомендации по планированию, обогащению словарного запаса дошкольников в процессе трудовой деятельности (формы и направления работы), рекомендации по оформлению современного огорода в детском саду.
Рекомендуется педагогам дошкольных образовательных организаций, родителям, которые заинтересованы в развитии своих детей.
Учимся говорить правильно. Книга взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя по преодолению общего недоразвития речи III уровня у детей дошкольного возраста./ авт-сост. Рудяк Л.В., Морозова К.В. Донецк ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». 2019.
Учимся говорить правильно. Методическое пособие к программе по преодолению общего недоразвития речи III уровня у детей дошкольного возраста./ авт-сост. Рудяк Л.В., Морозова К.В., Арлачёва В.В., Салодкая С.В., Гребенюк О.В., Бодня Н.Е., Михайлюк Н.В., Почитаева Л.В., Захарова И.Е.-2-е издание, доработанное, в 2-х частях - Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018.
Практическое пособие раскрывает пути реализации одного из основных принципов ГОС ДО - формирование у детей целостной картины мира, основ мировоззрения, приоритет социально-морального развития. В пособии представлена модель интегрированного образовательного процесса формирования целостной картины мира и мировоззренческих представлений посредством сюжетно-ролевой игры.
Практическое пособие разработано членами творческой группы в помощь воспитателю ДОО(У) для решения задач образовательных областей «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» Типовой образовательной программы дошкольного образования. Данное пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных организаций, студентам педагогических специальностей.
Программа по ЛЕГО-конструированию «ЛЕГОМИКС» разработана с учетом требований Государственного образовательного стандарта Донецкой Народной Республикии и предназначена для организации конструктивно-модельной, познавательной деятельности. Программа «ЛЕГОМИКС» направлена на овладение детьми конструкторскими навыками, развитие пространственного воображения, математических и дизайнерских способностей, мелкой моторики; позволяет совершенствовать самостоятельное творчество, коммуникативные умения и навыки, проводить успешную социализацию, реализуемую через интеграцию конструкторской деятельности в разные образовательные области. В программе представлены: перспективное планирование по конструированию для детей дошкольного возраста (3-7 лет), игры, подборка художественной литературы на различные темы. Рекомендовано для педагогов МДОУ, педагогов дополнительного образования, родителей.
Данное методическое пособие посвящено проблеме построения развивающей предметно -пространственной среды как важного фактора формирования личности ребёнка дошкольного возраста. В пособие входят теоретические и практико -ориентированные сведения из области проектирования развивающего пространства дошкольной образовательной организации. Авторами раскрываются психолого-педагогические основы подбора материалов и оборудования, описаны практические шаги по созданию оптимальных условий для эффективного решения воспитательно -образовательных задач при работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, склонностями и способностями . Сборник предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций, родителей детей дошкольного возраста, студентов педагогических вузов.
Данное пособие разработано членами творческой группы в помощь воспитателям ДОО (У) для решения задач образовательной области «Речевое развитие» и является пятой частью комплекта хрестоматии для чтения детям в детском саду и дома.
Хрестоматия предназначена для чтения детям 6-7 лет. Ее содержание составляют лучшие отечественные и зарубежные народные песенки и потешки, стихотворения, сказки и рассказы, которые соответствуют перечню произведений, рекомендованных Типовой образовательной программой дошкольного образования «Растим личность».
Адресована педагогам дошкольных образовательных организаций, студентам педагогических специальностей, родителям детей дошкольного возраста.
Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома (5-6 лет) /Авт.-сост. Бридько Г.Ф., Галив Г.В. и.др. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2020. - 336 с.
Данное пособие разработано членами творческой группы в помощь воспитателям ДОО(У) для решения задач образовательной области «Речевое развитие» и является четвертой частью комплекта хрестоматии для чтения детям в детском саду и дома.
Хрестоматия предназначена для чтения детям 5-6 лет в детском саду и дома. Ее содержание составляют лучшие отечественные и зарубежные народные песенки и потешки, стихотворения, сказки и рассказы, которые соответствуют перечню произведений, рекомендованных Типовой образовательной программой дошкольного образования «Растим личность».
Адресована педагогам дошкольных образовательных организаций, студентам педагогических специальностей, родителям детей дошкольного возраста.
Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 4-5лет / Авт.-сост. Бридько Г.Ф., Ганиева О.В.и др. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». -Донецк: Истоки, 2020. - 216 с.
Данное пособие разработано членами творческой группы в помощь воспитателям ДОО(У) для решения задач образовательной области «Речевое развитие» и является третьей частью комплекта хрестоматии для чтения детям в детском саду и дома.
Хрестоматия предназначена для чтения детям 4-5лет в детском саду и дома. Ее содержание составляют лучшие отечественные и зарубежные народные песенки и потешки, стихотворения, сказки и рассказы, которые соответствуют перечню произведений, рекомендованных Типовой образовательной программой дошкольного образования "Растим
личность».
Адресована педагогам дошкольных образовательных организаций, студентам педагогических специальностей, родителям детей дошкольного возраста.
Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома (3-4 года) /Авт.-сост. Бридько Г.Ф., Кожушко Н.Б. и др. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2020. - 166 с.
Данное пособие разработано членами творческой группы в помощь воспитателям ДОО(У) для решения задач образовательной области «Речевое развитие» и является второй частью комплекта хрестоматии для чтения детям в детском саду и дома.
Хрестоматия предназначена для чтения детям трех-четырех лет. Ее содержание составляют лучшие отечественные и зарубежные народные песенки и потешки, стихотворения, сказки и рассказы, которые соответствуют перечню произведений, рекомендованных Типовой образовательной программой дошкольного образования «Растим личность».
Адресована педагогам дошкольных образовательных организаций, студентам педагогических специальностей, родителям детей дошкольного возраста.
Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома (1,5-3 года) / Авт.-сост. Бридько Г.Ф., Кожушко Н.Б. и др.-ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2020. - 50 с.
Данное пособие разработано членами творческой группы в помощь воспитателям ДОО (У) для решения задач образовательной области «Речевое развитие» и является первой частью комплекта хрестоматии для чтения детям в детском саду и дома.
Хрестоматия предназначена для чтения детям от 1,5 лет до 3-х лет. Ее содержание составляют лучшие отечественные и зарубежные народные песенки и потешки, стихотворения, сказки и рассказы, которые соответствуют перечню произведений, рекомендованных Типовой образовательной программой дошкольного образования «Растим личность».
Адресована педагогам дошкольных образовательных организаций, студентам педагогических специальностей, родителям детей дошкольного возраста.
Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома (1,5-3 года) / Авт.-сост. Бридько Г.Ф., Кожушко Н.Б. и др.- ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2020. - 50 с.
Данное пособие разработано членами творческой группы в помощь воспитателям ДОО (У) для решения задач образовательной области «Речевое развитие» и является первой частью комплекта хрестоматии для чтения детям в детском саду и дома.
Хрестоматия предназначена для чтения детям от 1,5 лет до 3-х лет. Ее содержание составляют лучшие отечественные и зарубежные народные песенки и потешки, стихотворения, сказки и рассказы, которые соответствуют перечню произведений, рекомендованных Типовой образовательной программой дошкольного образования «Растим личность».
Адресована педагогам дошкольных образовательных организаций, студентам педагогических специальностей, родителям детей дошкольного возраста.
Савченко М.В. Формирование языковой картины мира у детей дошкольного возраста (3-4 года) : практическое пособие / Савченко М.В., Заярная А.Ю., Уграицкая Я.Г. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2020. - 80 с.
Авторы: Савченко М.В. (параграф 1, 2, 3, 4, 5, приложение 1, 3), Заярная А.Ю. (приложение 2), Уграицкая Я.Г. (приложение 1).
Представленное практическое пособие посвящено актуальной проблеме современного дошкольного образования - формированию основ языковой картины мира у детей дошкольного возраста. В нем описаны педагогические условия речевого развития дошкольников как основы формирования языковой картины мира. Особое внимание уделено речевому развитию детей 3-4 лет: описаны особенности речевого развития детей данной возрастной категории, механизм
обследования уровня речевого развития во второй младшей группе ДОО (У), подробно описана методика реализации данных педагогических условий с примерами в соответствии с тематикой Типовой образовательной программы «Растим личность».
Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных организаций, студентам направлений подготовки «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование», преподавателям.
Трудовое воспитание в современной дошкольной образовательной организации : метод. пособие / Авт.-сост. Егорова Л. А., Сипачева Е.В., Гузенко М. М., Савицкая Л. В.-ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2019.
Методическое пособие подготовлено в соответствии с требованиями Типовой образовательной программы дошкольного образования «Растим личность», вариативной воспитательно-образовательной программой дошкольного образования «Увлекательный мир труда».
В нем собран методически-информационный материал по организации трудового воспитания и ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении. Пособие содержит рекомендации по планированию, обогащению словарного запаса дошкольников в процессе трудовой деятельности (формы и направления работы), рекомендации по оформлению современного огорода в детском саду.
Рекомендуется педагогам дошкольных образовательных организаций, родителям, которые заинтересованы в развитии своих детей.
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с задачами образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: методическое пособие / сост. Бридько Г. Ф., Невольник Н.Н., Немченко Е.Ф., Криволап И.А. - Донецк: Истоки, 2020. - 84с.
Настоящее пособие разработано в соответствии с требованиями Типовой образовательной программы дошкольного образования «Растим личность».
В нем представлены формы организации труда детей дошкольного возраста, методы и приемы приобщения детей к различным видам трудовой деятельности.
Адресовано педагогам дошкольных образовательных организаций, студентам педагогических специальностей, родителям.
Мастерская воспитателя детского сада. #ПОБЕДА75 / под ред. Е.В. Сипачевой. - Донецк : Истоки, 2020. - 106 с.
Настоящее издание представляет собой сборник конспектов занятий для детей дошкольного возраста, разработанных педагогами Донецкой Народной Республики. Ведущие цели занятий - формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, воспитание уважения к защитникам Отечества, гордости за Победу в Великой
Отечественной войне.
Адресовано педагогам дошкольных образовательных организаций, студентам направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», преподавателям высшего и дополнительного профессионального образования.
Речевое развитие детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет) : практическое пособие / авт. Савченко М.В., Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Уграицкая Я.Г. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2019. - 80 с.
Представленное практическое пособие разработано с целью реализации задач образовательной области «Речевое развитие» в первой младшей группе в соответствии с Типовой образовательной программой дошкольного образования «Растим личность». Данное
пособие призвано помочь педагогам первой младшей группы разобраться с особенностями нарушения речи у современных детей и активизировать разговорную речь у «поздних говорунов». Для этого предлагается трехкомпонентный механизм организованной образовательной деятельности по развитию речи, а также подробно описываются особенности и методика работы с детьми раннего возраста, организация речевой развивающей среды.
Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных организаций, студентам направлений подготовки «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование», родителям детей 2-3 лет.
Лего-пальчики: методическое пособие по развитию мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья / сост.: Л.Н. Котова, Е.П. Макеенко, Т.В. Присяжная. - Донецк: Истоки, 2020. - 88 с.
Методическое пособие раскрывает особенности организации педагогического процесса с целью эффективного развития детей с ограниченными возможностями здоровья посредством использования ЛЕГО-технологии. В пособии содержится методический и практический материал, применение которого позволит создать оптимальные педагогические условия для целостного развития личности ребёнка. Рекомендуется старшим воспитателям, воспитателям, учителям-логопедам, педагогам-психологам, музыкальным руководителям дошкольных образовательных организаций, студентам педагогических специальностей, а также заинтересованным родителям.
Совместная деятельность семьи и дошкольной образовательной организации по созданию оптимальных педагогических условий для целостного развития личности ребёнка / сост. Котова Л.Н., Макеенко Е.П. - Донецк: Истоки, 2020. - 92 с.
Методическое пособие раскрывает значение и сущность педагогического взаимодействия дошкольной образовательной организации и современной семьи в новой социокультурной ситуации. В пособии содержится методический и практический материал, применение которого позволит создать оптимальные педагогические условия для целостного развития личности ребёнка. Рекомендуется старшим воспитателям, воспитателям, учителям-логопедам, педагогам-психологам, музыкальным руководителям дошкольных образовательных организаций, студентам педагогических специальностей, а также заинтересованным родителям.
Методическое пособие "Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой". Составители: Бридько Г.Ф., методист отдела дошкольного образования ГОУ ДПО "ДОНРИДПО", Котова Л.Н., заведующий отделом дошкольного образования ГОУ ДПО "ДОНРИДПО", Курилко О.А., старший воспитатель МДОУ "Амвросиевский детский сад №7 "Красная шапочка"
Материалы для ознакомления
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования
- Вебинар «Федеральная образовательная программа дошкольного образования: изучаем, обсуждаем, размышляем»
- Вебинар «Федеральная образовательная программа ДО как стратегический ориентир образовательной политики»
- Рекомендации по формирования инфраструктуры ДОО и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования
- Презентация «Федеральная образовательная программа ДО как стратегический ориентир образовательной политики-2023»
- Общественное обсуждение проекта Федеральной образовательной программы дошкольного образования